PCM (Process Communication Model) была основана в 70-х годах американским психологом Тайби Калером на базе результатов научных исследований. Следуя традиции трансактного анализа, она описывает различные модели личностных адаптаций/стилей.
Для чего она нужна?
PCM представляет собой систему для:
- личностного роста
- оценки клиента;
- развития персонала
- cоздания команды
В области межкультурного обучения PCM может быть направлена на:
- понимание различных культурно-обусловленных моделей поведения и стрессового реагирования
- разработку схемы коммуникационных моделей для себя и для коллег
- помощь в развитии личности, лидерских качеств и стиля управления, сотрудничества в международном бизнесе, в создании мультикультурной команды и управлении проектами
- снижение проблем из-за неправильного общения и недопонимания
Как работает PCM?
Личностные адаптации, описанные в PCM, не связаны с какой-либо культурой, возрастной группой или уровнем образования. Тем не менее, различные культуры показывают свои способы общения, психологические потребности и поведенческие драйверы с различной относительной интенсивностью.
Предположения:
- Люди демонстрируют 6 различных типов личности (Трудоголик, Отзывчивый, Стойкий, Мечтатель, Бунтарь, Организатор)
- Каждый человек несет в себе все типы личности, но в разном соотношении
- Наиболее выраженный тип личности человека определяет сильные стороны его характера, психологические потребности, особенности восприятия, стиль управления, каналы связи, особенности и последовательность реагирования на стрессовые ситуации
На что похожа PCM?
Тип личности
|
Сильные стороны характера
|
Психологические потребности
|
Особенности восприятия
|
Стиль управления
|
Канал коммуникации
|
Особенности
|
Поведение при стрессе
|
Трудоголик (Мыслитель)
|
Ответственный Логичный Организованный
|
Признание за труд, организацию времени,достижения: «хорошая работа!»
|
Сперва думает, классифицирует людей и вещи, любит факты
|
Демократичный
|
Требовательный
|
Способность логически мыслить; воспринимает факты и синтезирует их
|
1. Ожидает от себя совершенства 2. Избыточный контроль: «Я ОК, ты не ОК» 3. Отвергает других
|
Отзывчивый (Чувствующий)
|
Сострадательный Чувствительный Проявляющий теплоту
|
Признание за личностные качества, чувствительность
|
Сперва чувствует, любит гармонию, заботится о других
|
Доброжелательный
|
Воспитывающий
|
Возможность заботиться, быть сопереживающим и делиться с другими. Хорош для создания гармонии
|
1. Избыточная адаптация. Угождает другим, чтобы быть принятым. 2. Приглашает к критике «Я не ОК, ты ОК» 3. Получает отвержение
|
Стойкий (Верующий)
|
Преданный Наблюдательный Добросовестный
|
Признания работы, ценностей, убеждений: «Я ценю ваше мнение»
|
Сперва судит, все оценивает, будучи предвзятым
|
Демократичный
|
Требовательный
|
Способность отстаивать мнения, убеждения, суждения
|
1. Ожидает от других совершенства 2. Объявляет войну, сражается и продавливает тезис: "Я ОК, вы не ОК" 3. Покидает других
|
Мечтатель
|
Размышляющий Одаренный воображением Спокойный
|
Одиночество, требует наличия личного времени и пространства
|
Сперва рефлексирует, мотивируется извне
|
Автократичный (пассивный)
|
Директивный (пассивный)
|
Способность быть рефлексивными, хорошо работает с предметами, задачами. Обычно очень искусен в деятельности, требующей ручной работы
|
1. Давящее чувство, что необходимо быть сильным. 2. Испытывает робость, чувство неполноценности. Избегание: "Я не OK,ты ОК". 3. Уходит прочь:"Никто не говорит мне, что делать".
|
Бунтарь
|
Спонтанный Творческий Игривый
|
Игривый физический контакт, стимулирующее веселое окружение: «Здесь здорово!»
|
Реагирует на людей и вещи, с симпатией и антипатией
|
Политика невмешательства
|
Игривый
|
Возможность играть и наслаждаться действительностью
|
1. Неуместно делегирует проблему 2. Получает отказ, сердится, обвиняет других: «Я ОК, ты не ОК» 3. Критикует: "Я вам покажу"
|
Организатор (Деятель)
|
Убедительный Адаптивный Очаровательный
|
Нуждается в действии и сильном волнении в течение короткого периода времени
|
Ориентирован на конкретные действия
|
Автократичный (Активный)
|
Директивный (Активный)
|
Может быть твердым и прямым
|
1. Другие должны сами заботиться о себе. Не обеспечивает достаточной поддержки людям. 2. Изворачивается, нарушает правила, проявляет мстительность, манипулирует: Я ОК, ты не ОК. 3. Отвергает и покидает других.
|
Источник: Sietar Congress Перевод Вадима Шумилова Оригинал документа можно загрузить здесь |