Методы формирования личностной автономности в школьном учебном процессе Печать
Автор: Соковнина М.С.   

Концепция автономности разработана в транзактном анализе. Под автономностью понимается здесь такое качество личности, которое выражается в раскрытии или восстановлении трех способностей – осознания, спонтанности и интимности, а также в способности реагировать на реальность «здесь и теперь». Противоположностью автономности является  зависимость, которая материализуется в нездоровом симбиозе.

Формирование автономности рассматривается как важнейшая часть взросления и формирования зрелой личности. Именно поэтому   так важно принимать во внимание эту концепцию в работе с детьми любого возраста.

Нами была рассмотрена возможность практического применения этой концепции к структурированию учебного процесса, так как современная школа ориентирована в  основном на учебные достижения, и ее успешность как учреждения рассматривается сквозь призму учебных успехов ее учеников.

Прежде всего было проведено исследование в рамках школы причин учебной неуспешности. Было проведено анкетирование учащихся 5-10 классов, имеющих трудности в обучении (оценка  «3» в  триместре ) и учащихся, получивших в триместре по какому-либо предмету оценку «2». Также проводилось анкетирование родителей этих учащихся и учителей, учителей, у которых обучались ученики, получившие триместровую отметку «2». Один из наиболее интересных результатов этого исследования состоял в том, что учителя не смогли в рамках анкеты сформулировать,  владение какими именно навыками самостоятельной работы с учебным материалом они хотели бы видеть в своих учениках. Этот результат подтвердил предварительный вывод из анализа учебного процесса, состоящий в том, что в  школе в учебных взаимоотношениях присутствует сверхконтроль со стороны учителей, пассивность и отсутствие общих учебных навыков у учеников, как результат зависимость их от учителя, пошаговый контроль процесса и тому подобное.

Следующий  этап состоял в разработке и апробации программы учебных занятий, направленных на формирование общих учебных навыков. Он был реализован в форме факультатива для учащихся  5-х классов.

В рамках этого факультатива учащиеся 5-го класса осваивали ряд навыков, которые могли быть использованы ими в дальнейшем как в других учебных ситуациях, так и в других сферах жизни. В частности, важной частью программы  было обучение детей  приемам  самостоятельного анализа структуры и динамики своей учебной успешности, приемам анализа причин учебной  успешности (и/или неуспешности),  методу прогнозирования, формированию  стратегии улучшения учебного результата. Такой подход позволяет, в частности, преодолевать зависимость ученика от оценки результатов его учебного труда учителем или родителем, формированием способности самостоятельно делать эту оценку. Через увеличение числа возможных выборов в поведении  (необходимых для достижения учебных целей) возрастает способность к спонтанности.

В результате реализации такого подхода и учитель становится свободным от необходимости по шагам контролировать учебную деятельность ученика и от рутинной работы.

Формирование автономной личности мы рассматриваем как наиболее эффективный метод профилактики формирования тоталитарных политических режимов, так как именно автономная личность не имеет тенденции вступать в отношения зависимости,  как в семейных отношениях, так и в рамках малых групп, так и в рамках больших социальных общностей.

Безусловно, кроме рассмотренного здесь метода могут быть использованы и многие другие  педагогические и психологические   средства для формирования автономной личности.

 

Опубликовано в сборнике:
Ананьевские чтения: Психология и политика.(Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения- 2002) / Под общ. Ред. А.И.Юрьева, Л.А. Цветковой. –СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2002. - 472 с., cтр.348-350.

Сведения об авторе
Соковнина М.С., педагог-психолог высшей категории, член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, филиала Европейской ассоциации транзактного анализа