Анализ современной сказки "Маша и Медведь".
«Маша и Медведь» — российский мультипликационный сериал, ориентированный на детскую аудиторию. Маленькая девочка Маша никому не даёт покоя, в первую очередь своему другу Медведю. Мультфильм создан при помощи трёхмерной графики. Транслируется на канале «Россия 1» в программе «Спокойной ночи, малыши!».
Основные персонажи сказки.
Маша.
Непоседливая девочка, постоянно попадающая в различные курьёзные ситуации. По характеру чрезвычайно независима, упряма и настойчива, непоседлива, но в то же время Маша добра.
• Любит леденцы на палочке, сладости, трогать, переставлять, играть с наградами и кубками Медведя, играть мячиком, прыгать в ведре, задавать разные вопросы. Все время хулиганит.
• Умеет делать «Лунную походку». Иногда косит глаза. Путает право и лево.
• В предложениях часто говорит 2 раза «уже». «Может уже поужинаем уже?», «Может уже покатаемся уже?», «Может уже познакомимся уже?». Использует интересное слово-«лежим» (сочетание слов «режим» и «лежать»).
Медведь.
Добряк, цирковой медведь на заслуженной пенсии, любящий покой и уют, который все время пропадает из-за непоседы Маши, способной довести его до нервного срыва. Но без неё ему скучно, и потому он с ней дружит. Не разговаривает на «человеческом» языке, но эмоционален. Говорит с Машей различными знаками.
Вдобавок, Миша — большой любитель футбола и профессиональный циркач, за что имеет много медалей и наград. Миша любит рыбалку и мед, очень аккуратно относится к своему хозяйству. Имеет зарубежных родственников.
Мульт-сказка, очевидно, создана по мотивам оригинальной народной сказки с таким же названием.
Для сравнения, воспроизведу оригинал:
"Маша и медведь".
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
„Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?.." А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
- А если уйдёшь, - говорит, - всё равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого...
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
- Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
- Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб! Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
- Ишь какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
- Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят- короб стоит.
- Что это в коробе? - говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит - живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
Вот так выглядит оригинальное прочтение сказки.
А, что сообщает рассказчик зрителю-слушателю в новой ("новорусской") сказке:
Маленькая девочка (лет 6-7 на вид) живет в одном доме с медведем(!) и никуда не собирается убегать.
Сказка, конечно, добрая, веселая и с продолжением.
Однако, посмотрим на сказку «марсианским взглядом», как рекомендовал анализировать сказки Эрик Берн.
Анализ.
--Маленький, беззащитный, одинокий ребенок, по доброй воле, живет в одном доме с диким и чрезвычайно опасным животным, хищником.
Посмотрев на внешний вид, кажется, что такие огромные размеры делают зверя неуклюжим, но это ошибочное мнение. Зверь бегает со скоростью до 50 км/ч, хорошо плавает и бесшумно подкрадывается к своей жертве и наносит сокрушительный удар, обычно левой лапой. Удар такой силы может сломать позвоночник лосю. Вообще внешний вид медведя – увальня и медлительного зверя не должен вводить в заблуждение. Описано множество случаев нападения на людей цирковых медведей и животных, находящихся в зоопарках. Многие ученые считают, что медведи – злобные, злопамятные животные. Зверь выжидает удобного случая и наносит удар, при этом своей мимикой, взглядом медведь не выказывает агрессивности.
(Взято с сайта «Дикий мир»).
Ежегодно по нашей стране немало бывает людей, искалеченных или заеденных медведями, а в некоторые, особые годы подвергаются нападению более тысячи, а то и несколько тысяч. От агрессии медведя никто не застрахован. В годы «медвежьей напасти» дезорганизуется охотничий промысел, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, живицы, доставка почты и другие стороны жизни многих сельских районов. Гибнет в изрядном количестве скот, у деревенских жителей появляется страх, срывается работа экспедиций, иногда приходится эвакуировать работников некоторых таежных метеорологических и иных станций.
(Корытин С. Человек и медведь: Как вести себя при встрече с опасным хищником. Киров: Издательская фирма «Вятское слово», 1993 ).
Далее. Поскольку это сказка, значит несет в себе мифологический пласт, который врач-психиатр К.Г.Юнг относил к коллективному бессознательному человека. Коллективное бессознательное населено символами и архетипами.
Вот как характеризуют архетип медведя современные словари и энциклопедии:
В христианской и исламской традициях медведь представляется как темная, жестокая, похотливая и мстительная сила.
Медведь олицетворяет непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола, а также жестокую примитивную силу.
К.Юнг считал, что медведь символизирует темные стороны бессознательного.
( Энциклопедия символов. Сост. В.М.Рошаль, 2007).
«Черный медведь—инфернальный символ. Не случайно Лилит в еврейской мифологии появляется в образе медведицы и уносит детей в лес».
«Как символ божественного возмездия медведица упоминается в Библии. Две медведицы растерзали детей, насмехавшихся над плешивостью Елисея—ученика пророка Илии».
( Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. Под общ. ред. д-ра ист. наук В.Л.Телицына—2003).
Далее. Дословно, «медведь» означает: тот, кто ведает где мёд.
Символизм мёда: «…многие врачеватели были уверены в том, что мёд является сильнейшим афродизиаком и способствует плодовитости. Этот эротический символизм проистекал, возможно, из обычая пить нектар перед любовной встречей».
( Новый справочник символов и знаков. Турскова Т.А. 2003).
«Поскольку мёд считался связанным с Великой богиней, покровительницей брака, новобрачным рекомендовалось в течение некоторого времени после свадьбы употреблять в пищу мёд (этот обычай до сих пор сохранился у некоторых народов); отсюда возникло выражение «медовый месяц».
(Взято с сайта «Новый Акрополь»).
Синтез.
Т.О. маленькая, беззащитная девочка живет в одном доме с похотливым, непредсказуемым зверем.
Остается задать «марсианский» вопрос:
для чего?, с какой целью?, автор сценария мульт-сказки «Маша и Медведь» поместил одинокого ребенка в столь опасную для жизни того, ситуацию, да еще на такое длительное время
(в уже упоминаемом сюжете оригинальной сказки, девочка адекватно осознает смертельную опасность и прибегает к адекватному способу избавления—обманывает лютого зверя).
В современной сказке поведение и девочки и медведя противоречат инстинкту самосохранения. И инстинкту хищника, соответственно.
Составляется ситуация, когда опасность—это норма, и более того, это весело и радостно. И нужно это веселье продолжать.
Может быть автор сценария, бессознательно, намекает на какие-то иные инстинкты? Или, даже, девиации?
Во всяком случае, «марсианину» как-то не по себе от анализа этой «новорусской» сказки…
Вместо послесловия.
«Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям.
Например, дети рассказывают нам: «Он сказал мне, что это будет игра», или «Он сказал, что папа обычно делает это со своим ребенком».
( Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов—1997).